Российские производители мясной продукции имеют потенциал для двукратного увеличения объемов экспорта к 2030 году. Об этом заявил заместитель руководителя федерального центра «Агроэкспорт» Виталий Нагалин на Международной выставке «Мясная промышленность. Куриный король. Индустрия холода для АПК / MAP Russia».
По его словам, к концу десятилетия ожидается рост экспорта до уровня около $3,9 млрд , включая поставки мяса птицы на сумму около $1,5 млрд , и свинины — на $1,3 млрд .
Результаты 2024 года
В 2024 году российские компании экспортировали более 900 тыс. тонн мясной продукции на общую сумму свыше $2 млрд . Это составляет +27% в физическом объеме и +25% в денежном выражении по сравнению с предыдущим годом. Рост зафиксирован по всем категориям:
- экспорт мяса птицы вырос на 16% ,
- говядины — на 22% ,
- готовых мясных продуктов — на 23% ,
- свинины — на 42% .
Такая положительная динамика продолжилась и в начале 2025 года.
Ключевые рынки сбыта
Наибольший вклад в экспортерский успех внесло мясо птицы. Основные направления поставок:
- Китай — куриные лапы, крылья, субпродукты;
- Саудовская Аравия — тушки и филе бройлеров;
- Казахстан — кожа, крылья и бедра курицы.
Значительный прирост показала свинина, особенно после открытия доступа на китайский рынок. В 2024 году было экспортировано 40 тыс. тонн свиного мяса в Китай, а за первые четыре месяца 2025 года — уже 20 тыс. тонн . Пока право на экспорт имеют лишь три российских предприятия.
Также наблюдается рост поставок в Беларусь и стабильные объемы во Вьетнам (около 80 тыс. тонн). Экспорт говядины увеличился в направлении Ирана , Беларуси и Саудовской Аравии , однако поставки в Китай немного снизились.
Перспективные направления
Начальник аналитического управления «Агроэкспорта» Алена Шаткова отметила, что дальнейший рост возможен за счет расширения географии поставок.
Первое направление — страны ближнего зарубежья , где у российских компаний уже есть опыт работы, хотя эти рынки ограничены по объемам и ценовой политике.
Главным же потенциалом обладают страны Юго-Восточной Азии , где российские экспортеры пока недостаточно представлены. Помимо Китая, интерес представляют Филиппины и Малайзия , особенно по определенным категориям мясной продукции.
Также эксперт рекомендовала обратить внимание на Африку и Ближний Восток , которые могут стать новыми точками роста для российского мяса.